РУСЬ И ПРИБАЛТИКА


Назад


                Традиционно влияние Руси на юго-восточном побережье Балтийского моря было довольно значительным. Эти места были заселены славянскими и балтийскими племенами. Именно здесь начинался речной путь "из Варяг в Греки", тянувшийся из Финского залива по Ладожскому озеру и Днепру в Черное море, который контролировали Новгород на севере и Киев на юге. Здесь же находились самые знаменитые языческие святыни древних славян, в том числе и остров Рюген.

                Когда началась христианизация Руси, которая на Севере, впрочем, была весьма поверхностной и шла вяло, из Новгорода представители православной церкви начали проникать и в прибалтийские земли. Русские князья основали город Юрьев на землях эстов, обложили данью литву и финнов. Однако балто-славянские земли, фактически не имевшие непосредственного отношения к Киевской Руси стали объектом экспансии Германии и Скандинавии. Кроме того, в этих землях со второй половины Х в. заявляет о себе и стремительно поднимающееся польское государство. Его основатель Мешко принял в 966 г. латинский вариант христианства. Римская церковь уже в этот период предпринимает попытки распространить свое влияние на Прибалтику: более чем за сто лет до основания Риги архиепископ Бременский послал на север миссионеров и примерно в 1070 г. "Балтийским островам", Эстонии и Финляндии он даже назначил епископа. Вслед за основанием Лундского епископства здесь стали активно действовать и датчане: они крестили язычников на восточном побережье Балтики. Не осталось в стороне и епископство Упсальское, пославшее миссионеров в Финляндию. С XI в. между датчанами и славянами (вендами) началась длительная война за малозаселённое южное побережье Балтики. Сфера интересов обоих народов тянулась от Шлезвига до современных восточных границ Балтийских государств. Однако примерно с середины XII в. западная экспансия все более проникается духом крестовых походов, особенно после фактического провала второго крестового похода. Бернард обратился в своих проповедях к датчанам и саксам, призывая их обратить в истинную веру своих соседей. Бернард Клервосский добился от папы Евгения III придания участникам похода на славянских язычников статуса крестоносцев. Экспедиция достигла кульминации, когда в 1168 г. на севере острова Рюген крестоносцы сбросили в море статую вендского божества Святовита. В середине XII в. король Швеции Эрик предпринял серьезные меры по завоеванию Финляндии, однако достоверных сведений об этой экспедиции практически не осталось. Но наиболее опасный характер приняла германская экспансия.

                 Бурный демографический рост на территории Священной Римской империи сделал неизбежной значительную миграцию. Основной поток мигрантов, по большей части из Вестфалии, устремился на Восток. Идейным вдохновителем этого движения было архиепископство Магдебургское, его посланники основывали новые приграничные провинции - маркграфства. Организованное польское сопротивление остановило миграцию, но в XII в. немцы снова начали поход, который возглавили знатные немецкие графы и герцоги, из которых самым знаменитым был Генрих Лев. В 1167 г. Генрих покорил самую сильную, лучше остальных вооружённую славянскую общину и основал Померанское герцогство, но во главе его оставил семью бывшего правителя. Немецкая экспансия проводилась в трёх направлениях: демографическим давлением, более прогрессивными методами ведения хозяйства и политической и религиозной организацией. К концу XII в. зона германских интересов на Востоке определилась предельно четко и ясно: Польша, Прибалтика, псковские и новгородские земли. Отношения западнорусских княжеств с соседями, конечно, всегда были отнюдь не мирными. Непрерывно вмешивались в русские дела венгры и поляки, Новгород соперничал со скандинавами. Однако о политике целенаправленной экспансии Запада можно определенно говорить только с конца 1-ой трети XIII в., причем в масштабах, невиданных со времен Оттона I и Генриха Птицелова. И на острие вторжения оказались верные орудия папской власти - военно-монашеские ордена.

                Их история начинается в XII в. в Палестине, где вскоре после первого крестового похода восемь рыцарей организовали первый такого типа орден - Орден бедных рыцарей Христа и Храма Иерусалимского, более известный как орден тамплиеров. Вслед за тамплиерами военную организацию приобрел и Орден госпиталя святого Иоанна Александрийского (чуть позже святым патроном ордена стал Св. Иоанн Иерусалимский). Тевтонский орден или Орден дома святой Марии Тевтонской был образован на базе больницы святой Марии Тевтонской. Эта больница была основана немецкими паломниками и рыцарями в 20-е годы XII в. После падения Иерусалима она была разрушена, но двумя годами позже во время третьего Крестового похода (1190-1193 гг.) капеллан Конрад и каноник Бурхард. во время осады Сен Жан д'Акр возродили ее. Новое учреждение со статусом духовного ордена было утверждено князем Фридрихом Швабским 19 ноября 1190 г., и после взятия крепости Акра основатели больницы нашли ей постоянное место в городе. По другой версии, во время третьего крестового похода, когда рыцарями осаждалась Акра, купцы из Любека и Бремена основали полевой госпиталь. Герцог Фридрих Швабский преобразовал госпиталь в духовный орден, во главе которого встал капеллан Конрад. Орден подчинялся местному епископу и на первых порах был отделением ордена Иоаннитов. Римский папа Клемент III буллой от 6 февраля 1191г. утвердил Орден как "Fratrum Theutoni-corum ессlеsiае S.Маriaе Нiеrsоlуmitana". 5 марта 1196 г. орден был преобразован в военно-монашеский. Папа Римский Иннокентий III подтвердил это событие буллой, датированной 19 февраля 1199 г., и определил задачи Ордена, куда входили защита немецких рыцарей, лечение больных, борьба с врагами католической церкви. Орден был подвластен Папе Римскому и императору Священной Римской империи.

              При основании в орден вступило около сорока рыцарей. Хотя были и исключения, но в орден вступали в основном немецкие рыцари. Отличием ордена стала белая котта и плащ с черными крестами. Первоначально руководителем ордена являлся магистр больницы (Der Меister des Lazarettes). Первые уставы Ордена были составлены его первым магистром Генрихом фон Вальпотом (Heinrich von WALPOT) в 1199 г., в том же году они были утверждены папой Иннокентием III. Они разделили членов на два класса: рыцарей и священников, которые были обязаны принять три монашеских обета - бедности, безбрачия и повиновения, а также обещать помогать больным и бороться с неверующими. В отличие от рыцарей, которые с начала XIII столетия были должны доказать древность своего рода, священники освобождались от этого обязательства. Священники были должны отправлять религиозные службы, причащать рыцарей и больных в больницах. Священники Ордена не могли стать магистрами, командорами или вице-командорами в Литве или Пруссии, но могли стать командорами в Германии. Позже к этим двум рангам был добавлен третий класс - обслуживающий персонал (Сержанты, или Graumantler), отличием которых служила котта серого цвета с трех лучевым крестом в виде буквы Т. Рыцари жили вместе в спальнях на простых ложах, ели в общей столовой, жизнь их проходила в постоянных воинских тренировках. Магистр - титул гроссмейстера появился позже - был избираем, как и в Ордене Иоаннитов, и, как в других Орденах, его права были ограничены. Представитель магистра, (главный) командор, которому были подчинены священники, управлял Орденом в его отсутствие. Маршал, также подчиненный магистру, командовал войсками и был ответствен за их обеспечение и экипировку. Госпитальер отвечал за больных и раненых, драпиер был ответствен за строительство и одежду, казначей управлял имуществом и финансами. Каждый из этих последних руководителей избирался на короткий срок, сменяясь ежегодно.

                Когда Тевтонский орден раскинул свои владения по всей Европе, начали назначить и провинциальных магистров для Германии, Пруссии и позже Ливонии с соответствующими главными руководителями. Вальпота сменил Отто фон Керпен (Оtto von Kerpen) из Бремена, а третьим магистром был Герман Барт (Неrman Ваrt) из Гольштейна. гроссмейстеру и его представителям были даны права Имперского Суда; как владельцы непосредственных феодальных владений они пользовались местом в Имперском Совете в княжеском ранге с 1226/27 гг. Княжеский ранг впоследствии присуждали магистру Германии и, после потери Пруссии, магистру Ливонии. Приведем здесь основные орденские звания и титулы. Начать, пожалуй, следует с самого названия ордена. Римский папа Клемент III буллой от 6 февраля 1191 г. утвердил Орден как "Fratrum Theutonicorum ecclesiae S. Mariae Hiersolymitanae". Это и стало официальным латинским названием ордена. По латыни орден мог также обозначаться и как "Ordo domus Sanctae Mariae Teutonicorum in Jerusalem". Девизом ордена стало: Helfen - Wehren - Heilen (Помогать-Защищать-Лечить) По-видимому, на Руси эти названия были не слишком известны, тогда как немецкие варианты названия, очевидно, были на слуху. По-немецки орден именуется так: Bruder und Schwestern vom Deutschen Haus Sankt Mariens in Jerusalem. Кроме этого, в ходу были и значительно сокращенные варианты - Der Teutschen Orden и Der Deutsche Orden. В Польше и Чехии его так и называли - Ordo Teutonicus. Орденские титулы неоднократно менялись, однако в наиболее общем виде их можно представить таким образом: Meister. На русский язык переводится как мастер, руководитель, глава. В русской исторической литературе обычно употребляется термин магистр. Gross Meister. Переводится как великий мастер, большой мастер, высший руководитель, верховный вождь. В русской исторической литературе обычно употребляется само немецкое слово в русской транскрипции Гроссмейстер или же Великий магистр. Administratoren des Hochmeis-teramptes in Preussen, Meister teutschen Ordens in teutschen und walschen Landen. Этот длинный титул можно перевести как Администратор Главного магистрата в Пруссии, магистр тевтонского Ордена в тевтонских и подконтрольных Землях (Областях). Hoch- und Deutschmeister. Верховный магистр и магистр Германии. Hochmeister. Можно перевести как Великий магистр, но чаще употребляется в транскрипции как Хохмейстер. Kommandeur. В русском языке используется термин командор, хотя суть этого слова значит командующий, командир. Capitularies. На русский язык не переводится, транскрибируется как капитульер, что означает "руководитель капитула". Rathsgebietiger. To есть член орденского совета. Deutschherrenmeister. Можно перевести примерно как "Главный магистр Германии". Balleimeister. На русский можно перевести как магистр имения (владения) или комтур.

                Интересны некоторые положения из орденских уставов, в целом являвшихся калькой с устава ордена Храма. Так, например, при разбивке лагеря прежде всего полагалось огородить веревками место для часовни, только после этого определялось место и ставились палатки для магистра, для общих трапез, для комтура провинции и для провиантмейстера. Все прочие орденские братья имели право выбирать для себя место только после того, как раздавался клич: "Располагайтесь, братья, во имя Господне!" Без разрешения всякий рыцарь имел право удалиться от лагеря не далее, чем слышен звук голоса или сигнального колокола. Всякий рыцарь имел не менее двух оруженосцев, из которых даже в лагере один должен был держаться рядом с хозяином, в то время как другой отправлялся за дровами или фуражом. В походе оруженосцы с оружием должны были ехать впереди рыцаря, а те, что вели его лошадей (рыцарь был обязан иметь в походе не менее трех коней) - сзади. Без особого приказа при выступлении в поход рыцари не имели права садиться на коней. Запрещалось даже переводить коня с шага на быстрый шаг, покидать строй никто не имел права под страхом снятия мантии и принятия трапезы на полу, а не за столом, как остальные братья рыцари. Перед началом боя выделялась специальная знаменная группа из 5-10 человек с рыцарем-знаменосцем. В задачу этой группе ставилась исключительно охрана знамени. Покинуть знамя никто не имел права. Остальные рыцари "искали славы", то есть непосредственно атаковали противника. Таким образом, часть рыцарского отряда в бою не участвовала, занятая исключительно охраной знамени. На некотором расстоянии находилась вторая знаменная группа во главе с комтуром. Он должен был носить обернутое вокруг копья запасное знамя, которое развертывают, если первое, основное знамя подсекут. Поэтому комтуру запрещалось пускать копье в ход. Рыцарь, даже тяжелораненый, не имеет право оставить знамя. И в случае поражения рыцарям под страхом изгнания из ордена не позволялось покидать поле боя, пока развевается знамя. Если знамя утрачено, рыцарь должен примкнуть к знамени госпитальеров (своего рода патронов Тевтонского ордена в течение длительного периода) или любому другому христианскому знамени. И только когда потеряны все знамена, а войско разгромлено и обращено в бегство рыцарь имел право оставить поле боя. В то же время сержанты имели полное право покинуть поле сражения, если ситуация складывалась слишком критической.

             Должность Великого магистра Ордена занимали: 1.19.2.1191 - 1200. Генрих фон Вальпот (Heinrich von Walpot (из Рейнланда) 2.1200 - 1209. Отто фон Керпен (Otto von Kerpen (из Бремена); 3. 7.02.1209 - 02.06.1209. Герман Барт (Hermannus Bart (из Гольштейна); 4. 7.1210 - 1239. Герман фон Зальца (Hermannus de Salza (из Мейсена); 5. 1240 - 24.06.1240. Конрад, ландграф Тюрингии и Гессена (Conrad Landgrafvon Thuringen); 6.1241 -1244. Герхард фон Мальберг (Gerhard von Malberg); 7. 1244 - 1253. Генрих фон Хо-хенлёхе (Heinrich von Hohenlohe); 8. 1253-1262. Попон фон Ос-терн (Popon von Osterna); 9. 1262-1274. Анно фон Затер-хаузен (Annon von Sangershausen); 10. 1274-1283. Гартман фон Хельдрутен (Hartman von Held-rungen); 11.1283 - 1290. Бурхард фон Швенден (BurgardusvonSwanden).

               В конце 1224 г. князем в Новгороде становится Михаил Черниговский, за время своего короткого княжения снискавший всеобщую любовь, который, однако, в конце 1225 г. уехал обратно в Чернигов, а на княжение был вновь призван Ярослав Всеволодович. Следует сказать, что Ярослав никогда не был популярен, часто совершая поступки прямо несправедливые или, принимая по самому ничтожному поводу неадекватные меры, достаточно вспомнить события 1216 г., которые привели к битве при Липице. Его военные предприятия были в лучшем случае безрезультатными. В 1226 г. он, впрочем, довольно успешно отразил вместе с Владимиром Псковским и Давидом Мстиславовичем Торопецким набег литовцев, а в 1227 г. ходил на финнов. Отметим, что новгородцы его в этих действиях не слишком поддерживали. Так, в 1228 г. в виду очередного мятежа в Новгороде Ярослав не смог прийти на помощь Ладоге, отражавшей набег финнов. В том же 1228 г. Псков предпринял попытку отложиться от Новгорода. Сепаратизм Пскова был заметен и раньше, теперь же псковитяне просто отказались пустить Ярослава в город, где ходили слухи, что Ярослав готовит псковитянам рабские цепи, и вступили против него в союз с Ригой. В ответ оскорбленный Ярослав призвал полки из Переяславля Залесского, ввел их в Новгород, чем смутил и новгородцев. Он обратился к псковитянам с увещеваниями, требуя выдать клеветников, отречься от союза с рижским епископом и совместно с ним, Ярославом, идти на немцев. Никто Ярославу не верил. Псковитяне прислали послом в Новгород некого грека с такими словами: "Князь Ярослав! Кланяемся тебе и друзьям новгородцам; а братьев своих не выдадим и в поход нейдем, ибо немцы нам союзники. Вы осаждали Колывань, Кесь и Медвежью Голову (Оден-пе), но брали везде не города, но деньги, раздражив неприятелей, сами ушли домой, а мы за вас терпели: наши сограждане положили головы на берегах Чудского озера, другие были отведены в плен. Теперь восстаньте против нас, но мы готовы ополчиться со Святою Богородицею. Идите, лейте кровь нашу, берите в плен жен и детей: вы не лучше поганых." Действительно, военный успех в общем-то Ярославу не сопутствовал, тогда как из каждого похода он привозил немало золота. Новгородцы приняли сторону псковитян, отказались воевать и с Псковом, и с немцами, и Ярослав, опасаясь общего возмущения, уступил требованиям горожан и отвел свои войска обратно в Переяславль, и сам удалился с ними. Псковитяне тотчас изгнали из города всех сторонников Ярослава. Только во время страшного голода 1230-31 гг. и после многих бунтов и набегов литовцев Новгород вновь призвал Ярослава Всеволодовича на княжение. Интересно, что голод был остановлен только благодаря усилиям ганзейских купцов: Новгород был членом этого союза. Враги Ярослава стекались в Псков, где, при активной поддержке Михаила Черниговского, готовилось новое выступление против Новгорода. Однако Ярослав, узнав о задержании своего представителя, предпринял блокаду Пскова, и псковитяне перешли на его сторону, изгнав ярос-лавовых врагов. Те бежали в Оденпе, где находился сын Владимира Псковского Ярослав. Ярослав Владимирович с новгородскими изгнанниками и немецкими рыцарями в начале 1233 г. взял Изборск, однако псковитяне отбили город, а самого Ярослава Владимировича вместе с переметнувшимися к немцам новгородцами привели в цепях к Ярославу Всеволодовичу. Сделаем некоторые выводы, которые станут важны нам в дальнейшем.

         Уже к началу XIII в. Киевская Русь как монолитная держава не существует. Есть группа удельных княжеств, которые объединяют религия, торговые отношения, родственные правящие династии. Возвышение Владимиро Суздальской и Галицко Волынских земель приводит к тому что интерес к Киеву как единому политическому центру пропадает. Хотя он все еще остается центром религиозным. Попытки объединить княжества (Андрей Боголюбский) в единое целое были нереальны. Каждого больше интересовал свой домен и отстаивание собственных интересов. В потере Прибалтики часто винят монгольское нашествие. Нашу точку зрения на то, как оно реально отразилось на позициях Руси в Прибалтике, мы изложим позднее, однако уже из всего сказанного выше ясно, что прибалтийские владения были потеряны русскими княжествами задолго до 1237 г., и даже еще до Кадки. Ни Полоцк, ни Новгород не предприняли сколько-нибудь действенных и последовательных мер для защиты своих прибалтийских вассалов, более того, полоцкие князья соглашаются на все ультиматумы немцев. Ни Полоцк, ни Новгород нисколько ни до, ни после того от монголов не пострадали.

          Особняком стоит фигура князя Вячко - личности трагической и героической. Однако очевидно, что храбрый и энергичный Вячко, пострадавший от немцев, оказался фактически брошенным на растерзание немецким агрессорам, причем не один раз (иначе это можно было бы объяснить случайностью). Важно и то, что уже до монгольского вторжения в новгородских землях, прежде всего во Пскове, сложились две партии: антинемецкая, знаменем которой стал Ярослав Всеволодович, а затем и его сын Александр Ярославович, и пронемецкая, куда можно отнести часто вступавших в союзы с немцами Владимира Псковского и его сына Ярослава Владимировича, а с ними и печально знаменитого посадника Твердило. Основная же масса обитателей как Новгорода, так и Пскова постоянно колеблется между этими двумя точками зрения, всегда готовая к поиску врагов, мятежам и погромам, однако абсолютно не способная на последовательные действия, требующие постоянных усилий. Дальнейшие события во многом определены противостоянием этих двух партий и борьбой за Псков. В 1234 г. близ Оденпе немцы захватывают некого княжьего человека, по-видимому, собиравшего дань с чуди. Ярослав Всеволодович немедленно со своим войском двинулся туда и, разорив окрестности, двинулся к Дерпту, ставшему к тому времени базой для меченосцев. Из города навстречу передовому отряду русских вышли немцы, и завязался бой. Когда подошли основные силы, рыцари были опрокинуты и часть их бросилась бежать по льду реки Эмбах. Однако лед не выдержал, тяжеловооруженные всадники провалились в воду и многие утонули. Те, кому удалось спастись, укрылись в Дерпте (среди них было много раненых), некоторые бежали в другие замки. После этого Ярослав заключил выгодный мир, хотя не смог развить успех, тут же отправившись в карательную экспедицию против литовцев, впрочем, почти безрезультатную. Именно в эти годы литовское государство зарождалось.

               Литовцы беспрестанно тревожат соседей, успешно отражая все карательные экспедиции. К концу века они присоединят к аушкайским областям Полоцкое княжество, а в течение следующего века Литва соберет едва ли не большую часть остатков Киевской Руси. Успехи литовцев в описываемый период связаны с личностью князя Миндовга, мудрого правителя и непримиримого врага немцев. Успехи литовцев настолько обеспокоили как Ригу, так и Псков, что в 1236 г. они создали альянс для похода на Литву. В течение года в Риге накапливались силы, туда прибыли подкрепления из Германии. Однако 22 сентября 1236 г. Немецко-русско-латвийское войско потерпело сокрушительное поражение в битве при Шауляе Соуле от литовского князя Выкинта. Роковую роль сыграл переход на сторону литовцев союзников ордена меченосцев - ливов и лэттов. Катастрофа была полной. Потери для меченосцев оказались не восполнимы. Погиб весь цвет войска 48 рыцарей и сам магистр Фолквин фон Винтерштаттен, Газельдорф - предводитель германских крестоносцев и находившийся в составе крестоносного войска отряд псковских лучников 200 человек. Остатки меченосцев в 1237 г. были присоединены к Тевтонскому Ордену, и его отделение в Ливонии было названо Ливонским Орденом. Спасать гибнущее крестоносное дело в Ливонию прибыл отряд тевтонских рыцарей во главе с Германом Балке, сделавшимся ландмейстером Ливонии. Официальным названием нового ордена стало "Орден дома святой Марии Тевтонской в Ливонии" (Ordo domus sancae Mariae Teutonicorum in Livonia). Магистр Ливонии теперь стал провинциальным магистром Тевтонского Ордена или ландмейстером. Специальным распоряжением папы Григория IX символика ордена меченосцев была упразднена.

Hosted by uCoz